Автор | Сообщение |
Салахбеков
|
| |
Пост N: 12
Зарегистрирован: 22.01.09
Откуда: Россия, Буйнакск (Дагестан) - Москва
|
|
Отправлено: 27.01.09 17:37. Заголовок: Северо-Восточный Кавказ
Предлагаю тему Северо-Восточного Кавказа (Дагестан, Чечня, Ингушетия) как очага высокой пассионарности, выделяющегося на фоне остальной России. - Могу констатировать наличие в Дагестане большого количества энергичных, ищущих приключений, "жертвенных" людей (которых успешно вербуют в вооруженные формирования местных князьков). Насколько знаю, много таких и в Чечне и Ингушетии. - Во всех трех республиках очень высокая рождаемость (зацените - у одной моей знакомой дагестанки 50 двоюродных братьев и сестер). Чего нет у многих соседей-кавказцев - армян, грузин, осетин, черкесских народов. - Смею утверждать, что имеет место экспансия - даже в неблагодатные степи соседних Калмыкии и восточного Ставрополья, а уж тем более в Ростов, Краснодар, Ставрополь, Астрахань и мелкие города соседних регионов. А также в Москву, Питер, Сургут, многие другие города. И даже в русские села. Что это - Подъем, следствие недавнего пассионарного толчка? Или просто уровень пассионарного напряжения окружающих этносов меньше, что и дает такой эффект? В любом случае встает вопрос: ОПАСНО ЛИ ЭТО ДЛЯ РОССИЙСКОГО СУПЕРЭТНОСА? И очень интересно было бы разобраться, к какому суперэтносу (или к каким суперэтносам) можно отнести живущие здесь этносы. [Часть сообщений была перенесена в тему Северо-Восточный Кавказ 2. Здесь были оставлены сообщения, связанные с темой ЕГЭ. Модератор]
| |
|
Ответов - 170
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
All
[только новые]
|
|
Andruha
|
| |
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
|
|
Отправлено: 11.08.09 11:43. Заголовок: Андрей пишет: А вот..
Андрей пишет: Насчет списка РГМУ - да, впечатляет. Приблизительный подсчет - примерно 35-40% национальных фамилий в списке независимо от формы приема (целевой, льготный, общий конкурс). РГМУ при этом проводил свой дополнительный экзамен при приеме на эту специальность - т.е. предполагается, что знания контролировались. Для сравнения, если вы возьмете аналогичный список зачисленных на лечебный факультет СПбГМУ, то там этот процент - около 15%. СПбГМУ дополнительных испытаний не проводил. Почему такая разница? Думаю, в РГМУ, как и в случае ММА Сеченова, другого медицинского вуза Москвы, отбор иногородних идет в первую очередь по обеспеченности родителей. Мест в общежитии РГМУ для первого курса выделено мало - по данным сайта, всего 58 - а принять на первый курс должны около 1000 студентов. Поэтому поступают те, кто может себе позволить снимать жилье и оплачивать жизнь в Москве. (Кстати, в ММА Сеченова мест для первого курса в общежитиях нет вообще). В СПбГМУ в Питере первый курс обеспечивают. И тут как раз возникает вопрос, затронутый в первом сообщении треда: у кого пассионарность выше - выше настолько, чтобы стараться протолкнуть ребенка в Москву? У родителей ребенка из, например, Брянска, или у родителей с Сев Кавказа? Вероятно, у последних. Мой вывод - ЕГЭ, наличие доп испытаний, да и знания вообще (независимо от формы выпускных и вступительных экзаменов) на данный момент не играют большой роли при определении национального состава студентов. Если русские националисты испытывают беспокойство по этому поводу, им нужно не страдать по поводу ЕГЭ, а заставлять администрацию вузов строить общаги для студентов (ну и чистить существующие общежития от тех, кто там живет непонятно на каких основаниях). Вот тогда у девочки из Брянска или у мальчика из Архангельска появится шанс учиться в ведущем медицинском вузе страны. Кстати, я вам могу ссылку показать круче: http://www.unn.ru/pages/entrance/info/accepted2009/departments/fmo/budget/och/fmo-04-08-09-1569.pdf Нижегородский гос университет. См. специальность "Политология", пункт "Поступающие по направлениям Федерального агентства по образованию на целевую Президентскую программу по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама". Средний балл поступивших - 149, диапазон 126 - 202 балла. На эту специальность осталось 3 свободных места для приема на общих основаниях, на данный момент рекомендованы к зачислению абитуриенты с баллами 245,245, 237. Я вот думаю - нафига стране такие политологи...
| |
|
Лавр
|
| moderator
|
Пост N: 572
Зарегистрирован: 13.06.07
|
|
Отправлено: 11.08.09 11:56. Заголовок: Andruha пишет: И ту..
Andruha пишет: цитата: | И тут как раз возникает вопрос, затронутый в первом сообщении треда: у кого пассионарность выше - выше настолько, чтобы стараться протолкнуть ребенка в Москву? У родителей ребенка из, например, Брянска, или у родителей с Сев Кавказа? Вероятно, у последних. |
| Распространенная ошибка. Это все равно, что считать, будто необычайно высока пассионарность у отморозка, грабящего пенсионерок - а как же, другие не могут, а он может! Мы здесь несколько ранее уже пришли к выводу, что дело не в более высокой пассионарности, а в конкретных конкурентных преимуществах, которые дает представителям определенных этносов сложившаяся (сложенная?) система.
| |
|
Andruha
|
| |
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
|
|
Отправлено: 11.08.09 12:49. Заголовок: Лавр пишет: Мы здес..
Лавр пишет: цитата: | Мы здесь несколько ранее уже пришли к выводу, что дело не в более высокой пассионарности, а в конкретных конкурентных преимуществах, которые дает представителям определенных этносов сложившаяся (сложенная?) система. |
| Ладно, о конкурентных преимуществах. В чем они, по-вашему, в случае медицинских вузов? Для начала - еще немного данных. На сайте РГМУ доступны списки рекомендованных к зачислению во вторую волну, а также списки резерва. По "национальным" фамилиям - не поленился посчитать. В списке рекомендованных - 33% (23 из 69), в списке резерва - 28% (около 90 из 325). В списках уже зачисленных, как уже говорил выше - 35-40% (в целом по всем формам приема среди зачисленных - 40% или 120 из 300). То есть изначально в национальном составе абитуриентов доля была 33% (примерно 230 из 700). Ладно, хорошо. Получается, фамилия (обозначим для простоты таким образом этот фактор - пусть предполагая, что носители определенных типов фамилий чаще фальсифицировали ЕГЭ) дает конкурентное преимущество примерно в 7% при поступлении в РГМУ в первой волне. Чисто статистически. Теперь сравним с СПбГМУ. Как я уже написал, среди зачисленных в первой волне доля "национальных фамилий" - 15%. Где-то месяц назад я на досуге провел подобный анализ списка абитуриентов СПбГМУ. На тот момент было 13% из общего числа абитуриентов. Поверьте на слово. Сейчас считать лень полный список (там около 2000 человек), но, думаю, доля в полном списке абитуриентов вряд ли кардинально изменилась. Конкурентное преимущество фамилии - 2%. Маловато, чтобы делать вывод, но допустим, что оно существует. Теперь объясните, почему в Москве в медицинском вузе ЕЩЕ ДО ПРИЕМА, в списке подавших документы, доля "национальных фамилий" составляет 33%, а в Питере - 13%? Далее, после зачисления, доли слегка меняются - на 7% в Москве, на 2% в Питере, но все равно остаются очень разными - отличаются в 2-2,5 раза. Факторами конкуренции, действующими на этапе зачисления (баллы ЕГЭ, полученные честно или купленные) это не объяснишь. Одно из возможных объяснений - Москва у носителей национальных фамилий более популярна, чем Питер. При этом разница в популярности более выражена, чем разница в популярности этих городов у носителей фамилий, характерных для, э-э, "титульной" нации. Может быть, климат лучше - для привыкших к солнцу может быть важно... Объяснение 2, дополняющее первое. На единичном примере. Знакомый из провинции поступал в этом году в медицинский вуз. Подал, среди прочих вузов, и в СПбГМУ (не прошел по баллам, остался в провинции). В Москву после колебаний решил не подавать - хотя, как сейчас показывают результаты приема в московские мед вузы, легко прошел бы со своими баллами в ММА или МГМСУ. Причина решения - в Москве негде было бы жить, т.к. у родителей нет денег на съем квартиры. И нет землячеств, аналогичных землячествам дагестанцев, осетин и тд, которые могли бы поддержать. Нет родственников и знакомых, готовых помочь. Вы можете выдвинуть другие предположения, объясняющие реальные различия в национальном составе, существующие еще на уровне подачи документов, не на уровне зачисления? И эти различия значительно более выражены, чем предполагаемое конкурентное преимущество фактора "фамилии".
| |
|
Лавр
|
| moderator
|
Пост N: 573
Зарегистрирован: 13.06.07
|
|
Отправлено: 11.08.09 13:01. Заголовок: Andruha пишет: Прич..
Andruha пишет: цитата: | Причина решения - в Москве негде было бы жить, т.к. у родителей нет денег на съем квартиры. И нет землячеств, аналогичных землячествам дагестанцев, осетин и тд, которые могли бы поддержать. Нет родственников и знакомых, готовых помочь. |
| Вы сами себе и ответили. Это и есть те самые дополнительные конкурентные преимущества, которые в сочетании с некоторыми другими особенностями этнической традиции позволяют уверенно "отжать от кормушки" непутевых "россияноязычных". Что касается упомянутых различий между медицинскими ВУЗами Москвы и Питера - объяснение может быть самым неожиданным, вплоть до того, что абитуре просто было известно о гарантированном "режиме наибольшего благоприятствования" в конкретном ВУЗе. В любом случае - налицо явная диспропорция. Помните, из-за чего была введена пресловутая процентная норма в царской России?
| |
|
Andruha
|
| |
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
|
|
Отправлено: 11.08.09 13:04. Заголовок: Лавр пишет: Это и е..
Лавр пишет: цитата: | Это и есть те самые дополнительные конкурентные преимущества, которые в сочетании с некоторыми другими особенностями этнической традиции позволяют уверенно "отжать от кормушки" непутевых "россияноязычных". |
| Да, но это дополнительное преимущество не имеет никакого отношения к ЕГЭ и к системе приема в вузы вообще.
| |
|
Лавр
|
| moderator
|
Пост N: 574
Зарегистрирован: 13.06.07
|
|
Отправлено: 11.08.09 13:18. Заголовок: Andruha пишет: Да, ..
Andruha пишет: цитата: | Да, но это дополнительное преимущество не имеет никакого отношения к ЕГЭ и к системе приема в вузы вообще. |
| Именно это - не имеет, но в целом ЕГЭ послужил дополнительному усилению позиций тех этносов, которые уже были к подобным процедурам "адаптированы". В любом случае нет речи о какой-то "сверхвысокой" пассионарности.
| |
|
Andruha
|
| |
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
|
|
Отправлено: 11.08.09 13:35. Заголовок: Лавр пишет: но в ц..
Лавр пишет: цитата: | но в целом ЕГЭ послужил дополнительному усилению позиций тех этносов, которые уже были к подобным процедурам "адаптированы". |
| Не думаю. Мне кажется, наборы прошлых лет в те же медицинские вузы были примерно такими же по национальному составу.
| |
|
Лавр
|
| moderator
|
Пост N: 575
Зарегистрирован: 13.06.07
|
|
Отправлено: 11.08.09 13:44. Заголовок: Andruha пишет: Мне ..
Andruha пишет: цитата: | Мне кажется, наборы прошлых лет в те же медицинские вузы были примерно такими же по национальному составу. |
| Свет клином на медицинских не сошелся (все-таки очень специфическая сфера деятельности, это не "болтология" и не "цомпутеры"), как и на "национальном составе". И вообще, ситуацию надо изучать в динамике. Кстати, по Первому Меду мне тут подсказали - там оказывается контролирует ВУЗ одна конкретная диаспора, отсюда видимо и нетипичный расклад.
| |
|
Andruha
|
| |
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
|
|
Отправлено: 11.08.09 14:31. Заголовок: Лавр пишет: стати, ..
Лавр пишет: цитата: | стати, по Первому Меду мне тут подсказали - там оказывается контролирует ВУЗ одна конкретная диаспора, отсюда видимо и нетипичный расклад. |
| Первый мед - это про СПбГМУ им Павлова? Занятная интерпретация... Не путаете с питерской МАПО? Я думаю, если взять педиатрическую академию, или академию Мечникова, или любой почти провинциальный медицинский вуз (за исключением юга России), картина будет примерно той же - будут те же значительные отличия от московских вузов. Эти вузы тоже контролируют диаспоры?
| |
|
Лавр
|
| moderator
|
Пост N: 577
Зарегистрирован: 13.06.07
|
|
Отправлено: 11.08.09 14:47. Заголовок: Andruha пишет: Перв..
Andruha пишет: цитата: | Первый мед - это про СПбГМУ им Павлова? Занятная интерпретация... Не путаете с питерской МАПО? |
| За что купил. Ибо сам ситуацию не изучал. Andruha пишет: цитата: | Я думаю, если взять педиатрическую академию, или академию Мечникова, или любой почти провинциальный медицинский вуз (за исключением юга России), картина будет примерно той же - будут те же значительные отличия от московских вузов. |
| На то они и не-московские и опять же - медицинские. Москва и Питер по ряду национальных вопросов отличаются очень сильно, например в Москве мощнейшая азербайджанская диаспора. А, скажем, чеченские диаспоры в этих двух городах ведут себя совершенно по-разному.
| |
|
Andruha
|
| |
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
|
|
Отправлено: 11.08.09 13:03. Заголовок: Дополнение. Мое пре..
Дополнение. Мое предположение следующее. Выпускники из национальных республик более подготовлены к жизни в другом городе, в том числе в столице - у них больше возможностей обеспечить себя жильем, едой. Поэтому в вузах, которые не предоставляют студентам общежитие, не поддерживают студентов, их доля выше. И этот фактор более значим, чем фальсификация результатов ЕГЭ. Кстати, возможно, любопытный материал для обсуждения. На сайте вконтакте есть группы студентов-кавказцев. Подавляющее большинство закрыто, конечно. Но даже названия любопытны. "Мы вместе взорвем север" - в смысле, раскачаем это болото, вероятно. "Кавказ-это сила всей России". "Мы-кавказцы, мы любого порвем" "Мы заполняем планету", "Кто не с нами, тот под нами".
| |
|
|
DPD
|
| |
Пост N: 17
Зарегистрирован: 16.07.09
|
|
Отправлено: 12.08.09 08:37. Заголовок: Andruha пишет: Кста..
Andruha пишет: цитата: | Кстати, возможно, любопытный материал для обсуждения. На сайте вконтакте есть группы студентов-кавказцев. Подавляющее большинство закрыто, конечно. Но даже названия любопытны. "Мы вместе взорвем север" - в смысле, раскачаем это болото, вероятно. "Кавказ-это сила всей России". "Мы-кавказцы, мы любого порвем" "Мы заполняем планету", "Кто не с нами, тот под нами". |
|
во, а нас здесь называли шовинистами :)) Интересно, чем обусловлена такая односторонность суждений?
| |
|
Павел
|
| |
Пост N: 662
Зарегистрирован: 07.12.06
Откуда: Марс, Россия
|
|
Отправлено: 12.08.09 21:22. Заголовок: DPD пишет: "Мы-..
DPD пишет: цитата: | "Мы-кавказцы, мы любого порвем" "Мы заполняем планету", "Кто не с нами, тот под нами". |
| Гм, интересна была бы реакция администрации "Контакта", если бы появились группы типа "Мы-удмурты, мы порвем любой Кавказ", "Русские заполняют планету", "Кто не с евреями, тот под ними"
| |
|
Лавр
|
| moderator
|
Пост N: 578
Зарегистрирован: 13.06.07
|
|
Отправлено: 12.08.09 10:21. Заголовок: Andruha пишет: На с..
Andruha пишет: цитата: | На сайте вконтакте есть группы студентов-кавказцев. Подавляющее большинство закрыто, конечно. Но даже названия любопытны. "Мы вместе взорвем север" - в смысле, раскачаем это болото, вероятно. "Кавказ-это сила всей России". "Мы-кавказцы, мы любого порвем" "Мы заполняем планету", "Кто не с нами, тот под нами". |
| Естественное следствие того же принципа - безнаказанность порождает вседозволенность. Если мне не изменяет склероз, Деникин замирил Чечню двумя батальонами при одной батарее. Видимо те, кому довелось служить в этих батальонах, были "сверхпассионариями"
| |
|
Лавр
|
| moderator
|
Пост N: 576
Зарегистрирован: 13.06.07
|
|
Отправлено: 11.08.09 14:00. Заголовок: Тоже вот интересная ..
| |
|
DPD
|
| |
Пост N: 16
Зарегистрирован: 16.07.09
|
|
Отправлено: 12.08.09 08:30. Заголовок: Andruha пишет: И н..
Andruha пишет: цитата: | И нет землячеств, аналогичных землячествам дагестанцев, осетин и тд, которые могли бы поддержать. Нет родственников и знакомых, готовых помочь. Вы можете выдвинуть другие предположения, объясняющие реальные различия в национальном составе, существующие еще на уровне подачи документов, не на уровне зачисления? |
|
Конечно можно выдвинуть. На уровне подачи документов процент высок по той же причине что и на уровне зачисления - среди них больше льготников и высокобальных ЕГЭ. Причем, они поди за год до подачи документов знают что льгота у них будет или высокий балл.
| |
|
Andruha
|
| |
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
|
|
Отправлено: 12.08.09 17:28. Заголовок: DPD пишет: Конечно ..
DPD пишет: цитата: | Конечно можно выдвинуть. На уровне подачи документов процент высок по той же причине что и на уровне зачисления - среди них больше льготников и высокобальных ЕГЭ. |
| Странное объяснение. Вопрос не в том, почему процент высок, а почему он в разных вузах разный. Получившие фальсифицированный высокий балл должны были бы опасаться поступать в вуз, где нужно сдавать доп экзамен. А получается, выпускники из национальных республик, где, предполагается, доля фальсифицированных результатов выше, как раз в такие вузы и идут - в большей пропорции, чем в вузы, где доп экзамена нет.
| |
|
Лавр
|
| moderator
|
Пост N: 579
Зарегистрирован: 13.06.07
|
|
Отправлено: 13.08.09 10:43. Заголовок: Andruha пишет: Вопр..
Andruha пишет: цитата: | Вопрос не в том, почему процент высок, а почему он в разных вузах разный. |
| Это вполне естественно - потому, что сами ВУЗы РАЗНЫЕ. И готовят разных специалистов. Andruha пишет: цитата: | Получившие фальсифицированный высокий балл должны были бы опасаться поступать в вуз, где нужно сдавать доп экзамен. |
| А кто сказал, что они его сдают? Могу засвидетельствовать, что во многих питерских ВУЗах (про Москву просто не знаю) целые группы представителей "национальных республик" появлялись и появляются уже по факту, после начала учебного процесса - на экзаменах их и раньше никто не видел. В любом случае пытаться что-либо доказывать на частном примере (особенно без учета специфики) - дело неблагодарное. В технических ВУЗах, особенно "второго порядка", их и раньше было относительно немного, хотя в этом году наблюдается явный всплеск - все-таки 20-30%% это, согласитесь, аномалия.
| |
|
Лавр
|
| moderator
|
Пост N: 582
Зарегистрирован: 13.06.07
|
|
Отправлено: 13.08.09 12:49. Заголовок: Интересное вот попал..
Интересное вот попалося: Михаил Николаевич Ткачев Катастрофа С поступлением по ЕГЭ ситуация действительно катастрофическая. Даже с учетом дополнительных вступительных испытаний (разрешенных не всем и не во всех случаях) мы получим первый курс из инвалидов и сиротинушек разной степени липовости (настоящих льготников кот наплакал), отдельных патологических отличниц, а также представителей солнечного Южного федерального округа в ассортименте. Самоуспокоение в виде отчисления после первой сессии и освобождения бюджетного места неуместно. Для того чтобы перевестись на бюджет надо хотя бы один семестр отучиться на платной основе, что не для каждого приемлемо. Кроме того, мясорубка на первой сессии – занятие не из приятных во всех смыслах. Далеко не каждый преподаватель в состоянии поставить неуд большинству своих студентов независимо от их фактических знаний. Не потому что он мягкотел, ленив или подвержен коррупции (хотя такое тоже имеет место). Вынос целого потока это, косвенно, оценка труда самого преподавателя, на что решится не каждый. Скрытый текст Нам возразят, что это сугубо технологические преподавательские трудности ВУЗов, а если вы такие умные – решайте вопрос на совеем уровне. Предположим, руководство ВУЗа осознало проблему и сформировало спецбригады мясников или, если угодно, ассенизаторов (верится в это с трудом, но предположим). На выходе мы получаем девятый вал жалоб во все инстанции до Администрации Президента включительно и обвинения во всех смертных грехах, не исключая ксенофобию. Выдержать этот накат смогут далеко не все ВУЗы. Кстати, ВУЗам прямо запрещено брать плату за обучение ниже себестоимости этого обучения. То есть поддержка талантливой молодежи, которая не подсуетилась с ЕГЭ невозможна в принципе. Предположение, что где-то будут платить коммерческим студентам стипендии из внебюджетных средств, да еще и из чистой прибыли (в себестоимость их не включить), я отметаю как маловероятное. До ЕГЭ тоже, в общем-то ситуация была не сахар, но у руководства ВУЗов или отдельных факультетов был выбор: брать подавляюще большинство по-честному или нет. И не надо иронизировать. Учить толпу дебилов с купленным поступлением вредно для обстановки в преподавательском коллективе, их же приходится не только принимать, но и тянуть дальше все годы обучения. Такой подход – путь в никуда и полная дискредитация диплома. Ограничение блата отдельными мажорами – единственно правильный путь, иначе катастрофа. Теперь это невозможно. У ВУЗа нет выбора - надо брать дебилов купленным ЕГЭ. Кому и зачем это нужно? Пресловутой сельской учительнице? Так ее ребенок и теперь не учится не в Москве и не в Питере, а все в том же провинциальном ВУЗе по причинам сугубо экономического характера. Дайте же возможность самим разобраться с приемом. Для пресловутой коррупции в ВУЗах нынешняя система проблемы не представляет. Поучится дебил на платном, потом переведется на бюджет и все тоже самое с лагом в один-два семестра. Пока сами ВУЗы не осознают в массовом порядке выгоду от честного приема, ничего не сдвинется. Как их подвигнуть к этому – вопрос отдельный и комплексный, не имеющий к ЕГЭ прямого отношения. В конце концов, высшее образование выполняет три функции, не связанные между собой: 1. Профильная функция – подготовка специалистов высокого уровня по направлениям подготовки (специальностям), необходимым для государства и общества. Необходимость для государства и общества – понятие достаточно относительное и плохо верифицируемое. Понятно, что система с 1992 года готовит и продолжает готовить специалистов естественно-научных и технических специальностей в значительной степени впрок, в надежде на то, что они будут рано или поздно востребованы. Такой подход затратный, но в принципе правильный, в конце концов, из инженера за пару лет можно сделать юриста, а наоборот не получится и за пять лет. Другой вопрос, зачем нам нужны специалисты с высшем образованием в количествах, превышающих советский уровень? Да, юристов и экономистов необходимо несколько больше. Но и только (и не надо демагогии про связи с общественностью, рекламу и прочий PR, они плавно заместили собой ушедшие идеологические специальности). Советской промышленности, советской науки больше нет, и это надолго. Сохранение коллективов, сохранение научных школ – задача правильная. Но разве пединституты, ныне преобразованные в классические (!) университеты, имели в массовом порядке научные школы? Так почему мы заказываем обучение за счет федерального бюджета разнообразным рогам и копытам, появившимся в последние двадцать лет? Вразумительный ответ только один, он же вторая функция высшая образования. 2. Занятие молодежи с тем чтобы сократить нагрузку на рынок труда. Серьезный аргумент, но эта функция противоречит первой. Учить огромные массы чему-нибудь и как-нибудь вредно хотя бы потому, что престиж высшего образования снижается неимоверно. По существу, образование сводится к покупке диплома в рассрочку с соответствующим качеством учебного процесса. И современный ЕГЭ в этом только помогает, только первая плата вносится несколько раньше приемной комиссии. Научили заполнять тесты, запихнули в ВУЗ, выдали диплом, выпустили в жизнь. А дальше-то что? Куда нам девать эту прорву народу с высшим образованием и завышенными социальными ожиданиями? Офисный планктон в прежних количествах не нужен и будет нужен не скоро, да и кто сказал, что низкая производительность труда офисного служащего приемлема для бизнеса. Ведь эта толпа окажется в госаппарате, больше их некуда деть, а в пресловутом Южном федеральном округе они еще и в правоохранительные органы пойдут. Замечательная экономия. Сперва готовим абы кого, потом его трудоустраиваем, а потом они же нами управляют. Зато появляется единый инструмент оценки качества образования, который можно бесконечно совершенствовать. Серьезно, может быть с безработицей бороться с помощью ПТУ техникумов? Дешевле обойдется, да и пользы от работы руками больше, а социальные запросы – ниже. И плавно переходим к третьей функции высшего образования. 3. Высшее образование как необходимый элемент социализации. В последние годы еще больше усугубилась советская тенденция рассматривать любое высшее образование как необходимый атрибут уважающего себя человека. Бороться с этим не получится прежде всего по идеологическим причинам. Сокращение бюджетного приема вызывает бурю, цунами в обществе, и на это нечего будет ответить в публичном поле. А сокращать прием надо, иначе качество образования никогда не улучшится. Каким бы низким ни был уровень знаний в большинстве ВУЗов, их выпускники формируют рынок труда, «затачивают» его под неэффективных, но дешевых специалистов во всех областях. Потом мы удивляемся откуда у нас такая производительность труда и инфляция издержек. Система высшего образования консервирует неэффективность экономики, в том числе с помощью ЕГЭ. Представляется, что выход может дать Болонская система, хоть какая-то от нее польза. Давайте сделаем бакалавреат двух уровней. Ну пускай бывшие техникумы и пединституты дают высшее образование начального уровня. Примеров-то много: от американских каледжей до французских провинциальных ВУЗов. Это работает, причем работает неплохо. К сожалению, сегрегация ВУЗов с ограничением бюджетного приема до советского уровня – это единственный выход. А ЕГЭ пусть будет подспорьем в получении высшего образования всеми желающими, но использовать его как социальный лифт не получится ни при каких условиях.
|
| |
|
Andruha
|
| |
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
|
|
Отправлено: 13.08.09 14:47. Заголовок: Лавр пишет: Интерес..
Лавр пишет: Лавр, замечательная статья. Правильная мысль в ней - избыточность мест в вузах. 20-25 лет назад только треть, наверное, поступали в вузы, остальные шли в ПТУ и техникумы, и полученное там образование давало возможность найти достойное рабочее место. Почти со всеми утверждениями согласен. Но катастрофа началась не с ЕГЭ, а началась раньше, в конце 90-х, когда высшее образование стало популярным. А еще чуть раньше вузы начали бороться за свою привлекательность для абитуриентов. Может помните, в начале 90-х конкурсы упали. И технические вузы начали готовить юристов-экономистов-менеджеров поскольку на эти специальности всегда был высокий конкурс. Парадокс - число выпускников школ вроде даже сокращается, а мест в вузах становится больше. Скажите, а вузы согласятся сокращать прием? Это ведь означает и сокращение финансирования, ставок? Если сейчас в вузы берут чуть ли не всех (и это началось еще до ЕГЭ), а раньше брали только треть лучших - стоит ли винить ЕГЭ? Кстати, мест в вузах много, насколько я знаю. Так что не прошедшие в престижные вузы все равно найдут себе место. Чтобы переломить ситуацию, нужно поднимать привлекательность обучения в техникумах и ПТУ. Если, конечно, не стоит задача ввести всеобщее высшее образование. Не знаю, что тут можно делать. До кризиса, в прошлом году на рынке труда были очень востребованы квалифицированные рабочие. Но знали ли об этом будущие выпускники? У многих в голову вбита, не знаю кем и чем, идея - поступлю на менеджера, менеджеры везде нужны, буду работать и стану топ-менеджером. Кто им скажет, что после вуза на менеджерскую должность их никто и не возьмет. Разве что гербалайф (условно) продавать... Кто им скажет, что менеджеры вырастают из специалистов. Другой вариант - выпускники, которые стремятся попасть на госслужбу и выбирают подходящую специальность... Привлекательность госслужбы за последние 10-25 лет тоже сильно выросла.
| |
|
Ответов - 170
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
All
[только новые]
|
|
|