Вики-словарь
Wikispaces
АвторСообщение



Пост N: 263
Зарегистрирован: 24.02.13

Замечания: Переход на личности
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.14 19:36. Заголовок: Дьяковская культура.



 цитата:
Носителей Дьяковской культуры обычно считают предками племён мери и веси, тогда как племена родственной ей городецкой культуры были предками муромы, мещеры и мордвы. Обе культуры были потомками культуры текстильной (иначе сетчатой) керамики района Волго-Окского междуречья и Верхней Волги, существовавшей в эпоху поздней бронзы; оттуда дьяковцы (а ранее их предки — носители текстильной керамики) двинулись по берегам рек на запад. Хотя вполне обоснованной выглядит версия о славянском происхождении, как минимум, части дьяковских памятников — главным образом, на Верхней Волге. Двигаясь на запад, дьяковцы сменили абашевскую и остатки фатьяновской культуры, причём археологические источники свидетельствуют об ожесточенной борьбе между дьяковцами и последними фатьяновцами. Вытеснение финскими пришельцами раннескотоводческих (очевидно индоевропейских по языку) племен объясняется, возможно, тем, что у пришельцев были более гибкие формы хозяйства с использованием земледелия, тогда как раннескотоводческие племена переживали кризис из-за неблагоприятных для скотоводства климатических изменений.
С середины I тыс. н. э. дьяковская культура приходит в упадок, и археологические свидетельства её исчезают в VIII в. При этом никаких признаков внешней катастрофы (вражеское нашествие и т. п.) не наблюдается.

Согласно традиционному взгляду, в IX-Х в. земли дьяковцев заселяют славянские племена кривичей и вятичей. При этом загадкой остается тот факт, что, хотя археологически между исчезновением дьяковцев и появлением славян наблюдается перерыв в 200—300 лет, лингвистические данные (финская гидронимика и топонимика, например, название Яуза, Яхрома, Талдом, возможно и Москва) свидетельствуют о славяно-финских контактах в этом регионе. Это заставляло гипотетически продлевать существование культуры до Х века, предполагая, что славяне застали какое-то остаточное финское население и, видимо, ассимилировали его. Однако, в последнее время устанавливается взгляд на более раннее проникновение славян в поволжский регион (с конца IV—V в., предположительно под влиянием гуннского нашествия).



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 6 [только новые]





Пост N: 264
Зарегистрирован: 24.02.13

Замечания: Переход на личности
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.14 20:19. Заголовок: Клады дьяковского вр..



 цитата:
Клады дьяковского времени ( на примере Троицкого и Щербинского городищ).
Можно говорить о возникновении кризисной ситуации в бассейне Верхней Оки и Верхней Волги где-то в IV в. н.э. А если , примерно в этот же период времени почти все городища данного региона несут в себе следы пожарищ и разрушений, а также присутствие некоторых явно не местных артефактов «военного характера», то смело можно говорить о глобальной кризисной ситуации, иными словами о вторжении.


 цитата:
Раннедьяковские памятники (до середины 5 в.до н.э.), абсолютно идентичны городецким, фактически это одна культура, так в свое время считал А.Спицын. Затем на её территории появляются грузики дьяковского типа, а на городецкой рогожная керамика и с этого времени они различаются. Грузики, как и обряд сожжения, видимо, принесли сюда балты. В позднедьяковской культуре фиксируется ощутимое мощинское влияние. Балтские следы присутствуют и в мерянской (позднедьяковской) топонимике. Видимо, дьяковская культура была смешанной балтско-финской.
В. Ставицкий не отрицает участие культуры сетчатой керамики в формировании городецкой культуры. Другое дело, принадлежала ли в этом процессе доминирующая роль носителям культуры сетчатой керамики - вопрос пока еще дискуссионный.
В настоящее время ни у кого из исследователей не вызывает сомнения, что дьяковская культура где-то ближе к позднему этапу была смешанной балто-финской. Именно смешанной, но не синкретической, поскольку в рамках культуры четко выделяются как балтские комплексы, так и финские.

С этносом городецких племен действительно много неясного. Главный вопрос где же они все-таки сформировались. Если в поречье Оки,то их подоснова - это культура текстильной керамики (примерно та же, что и у прикамских финнов), если южнее - то бондарихинская, а подоснова у бондарихинской срубная. Тогда это получается совсем не финны, а финнами были только ранние дьяковцы, с которыми городецкие племена вступают во взаимодействие, когда их теснят с Дона скифы, а из Саратовского Поволжья сарматы.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 265
Зарегистрирован: 24.02.13

Замечания: Переход на личности
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.14 20:29. Заголовок: Дьяковская культура ..



 цитата:
Дьяковская культура пережила две глубоких трансформации - в V-IV вв. до н. э. и II-I вв. до н. э. Для каждой из трансформаций можно предложить как автохтонистское объяснение, так и миграционистское.

Зарубинецкое влияние археологически довольно демонстративно. Вынужденные сгущения "лесников" на периферии ЗБК вызвали ряд интересных явлений. Важнейшие из них: генезис мощинской культуры, вторая трансформация дьяковской культуры, отметившаяся окончательным отмиранием текстильной керамики, и протопражский синтез на берегах Припяти, позволивший реликтовым уже милоградцам перейти в новую, подлинно историческую стадию существования.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 266
Зарегистрирован: 24.02.13

Замечания: Переход на личности
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.14 20:41. Заголовок: Во первых обращает н..


Во первых обращает на себя попадание приведённых выше дат в уже имеющуюся периодизацию теории комплиментарности.
Эпоха -700
Зарождение в седьмом веке до нашей эры. Распад на дьяковскую и городецкую в пятом веке до нашей эры на заключительном этапе периода экспансии, что связано скорее всего с различным субстратом.
Эпоха -300
Вторая трансформация во втором веке до нашей эры связана скорее всего с воздействием соседней зарубинецкой культуры, повлиявшей на практически все соседние культуры.

Просуществовав практически весь свой срок, получив подпитку от зарубинцев, дьяковская культура практически прекратила своё существование к седьмому веку нашей эры.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 267
Зарегистрирован: 24.02.13

Замечания: Переход на личности
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.14 23:04. Заголовок: Восточная Европа 3-4..


Восточная Европа 3-4 века
Восточная Европа 5-6 века

Мощинская культура — археологическая культура железного века, существовавшая в IV—VII веках на территории Калужской, Орловской и Тульской областей.
Сложилась в результате взаимодействия местного населения юхновской культуры с пришлым населением зарубинецкой культуры.

Родственна днепро-двинской культуре. Носители мощинской культуры отождествляются с летописным балтским племенем голядь и считаются ответвлением юхновской культуры. Они также составили местный этнический субстрат, определивший своеобразие представителей восточнославянского племенного союза вятичей.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 268
Зарегистрирован: 24.02.13

Замечания: Переход на личности
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.02.14 23:12. Заголовок: Тушемлинская (банцер..


Тушемлинская (банцеровская) культура — восточнобалтская культура железного века IV-VII веков, располагавшаяся на территории средней и северной Белоруссии, а также Смоленской области России. Непосредственно предшествовала расселению славян-кривичей на этой территории. Тушемлинские древности сложились на основе более ранних днепро-двинской культуры и культуры штрихованной керамики в результате метисации с носителями киевской культуры.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 269
Зарегистрирован: 24.02.13

Замечания: Переход на личности
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.14 01:10. Заголовок: Дьяковская культура ..


Дьяковская культура — археологическая культура раннего железного века, существовавшая в VII до н. э. — V веках на территории Московской, Тверской, Вологодской, Владимирской, Ярославской и Смоленской областей.
Носителей Дьяковской культуры обычно считают предками племён мери и веси, тогда как племена родственной ей городецкой культуры были предками муромы, мещеры и мордвы. Обе культуры были потомками культуры текстильной (иначе сетчатой) керамики района Волго-Окского междуречья и Верхней Волги, существовавшей в эпоху поздней бронзы; оттуда дьяковцы (а ранее их предки — носители текстильной керамики) двинулись по берегам рек на запад. Хотя вполне обоснованной выглядит версия о славянском происхождении, как минимум, части дьяковских памятников — главным образом, на Верхней Волге. Двигаясь на запад, дьяковцы сменили абашевскую и остатки фатьяновской культуры, причём археологические источники свидетельствуют об ожесточенной борьбе между дьяковцами и последними фатьяновцами. Вытеснение финскими пришельцами раннескотоводческих (очевидно индоевропейских по языку) племен объясняется, возможно, тем, что у пришельцев были более гибкие формы хозяйства с использованием земледелия, тогда как раннескотоводческие племена переживали кризис из-за неблагоприятных для скотоводства климатических изменений.
С середины I тыс. н. э. дьяковская культура приходит в упадок, и археологические свидетельства её исчезают в VIII в. При этом никаких признаков внешней катастрофы (вражеское нашествие и т. п.) не наблюдается.
Согласно традиционному взгляду, в IX-Х в. земли дьяковцев заселяют славянские племена кривичей и вятичей. При этом загадкой остается тот факт, что, хотя археологически между исчезновением дьяковцев и появлением славян наблюдается перерыв в 200—300 лет, лингвистические данные (финская гидронимика и топонимика, например, название Яуза, Яхрома, Талдом, возможно и Москва) свидетельствуют о славяно-финских контактах в этом регионе. Это заставляло гипотетически продлевать существование культуры до Х века, предполагая, что славяне застали какое-то остаточное финское население и, видимо, ассимилировали его.
Отсутствие заключения, подобного этому весьма затрудняет посторонним людям работу с имеющимся материалом, например нет информации о более восточных территориях. Однако материала для анализа более не менее достаточно.

Археологическая культура раннего железного века, существовавшая в VII до н. э. — V веках. Носителей Дьяковской культуры обычно считают предками племён мери и веси, тогда как племена родственной ей городецкой культуры были предками муромы, мещеры и мордвы. Обе культуры были потомками культуры текстильной (иначе сетчатой) керамики района Волго-Окского междуречья и Верхней Волги, существовавшей в эпоху поздней бронзы; оттуда дьяковцы (а ранее их предки — носители текстильной керамики) двинулись по берегам рек на запад.

Всплеск этногенеза дьяковско-городецкого суперстрата пришёлся на седьмой век. На Западе синхронно им развивались кельты, этруски, римляне, карфагеняне. С Востока пришли скифы. Дьяковско-городецкий суперстрат не дотягивает до перечисленных выше первичных очагов этногенеза. Так что здесь не обошлось скорее всего без скифского влияния.
В пятом веке единый до того суперстрат распался на дьяковскую и городецкую части. Для естественных причин распада времени явно маловато. Думаю они банально подавились субстратом, который по малочисленности своей не смогли бесследно переварить, хотя и передали ему свой язык. Далее наступила стабильная, инерционная фаза развития, суперстрат перешёл в фазу "субстратного" существования.

В третьем веке до нашей эры по соседству возникает Зарубинецкая культура, которая в активной фазе своего этногенеза оказала на соседние культуры значительное воздействие. Выше эти культуры перечислялись, повторяться не буду. Скифский период завершается. Возможно часть дьяковцев в этот период могла перейти на славянский язык с более не менее значительной вероятностью, но об этом можно только догадываться.

В дальнейшем происходит таинственное исчезновение следов дьяковской культуры. Скорее всего произошло значительное сокращение численности населения. Можно было бы предположить что виною всему вторжение, после которого остались многочисленные клады. Однако после них не было смены населения, просто земли запустели.

Думаю виною всему климатические изменения. На период четвёртого века приходится пик великого переселения народов. Причина его в том, что в степи наступило значительное потепление и соответственно засуха согнала кочевников с насиженных мест. Соответственно улучшился климат и в Волго Окском междуречье, что способствовало росту численности населения. Затем климат нормализовался, что привело к его ухудшению и соответственно спаду численности населения.
Следующий пик значительного потепления пришёлся уже на десятый век, численность населения снова возросла но это уже совсем другая эпоха и совсем другая история.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 8
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия

Locations of visitors to this page
free counters