цитата: |
1) Андросов первым делом делает произвольные, пока еще не принципиальные манипуляции со схемой Гумилева, поворачивая ее на 90 градусов. Вроде бы ерунда: «Чем бы кто не тешился, абы не плакал». Но сразу после этого он убеждает толи себя, толи читателей: «что-то здесь не так» (цитата). Оказывается, теперь при взгляде на картинку у Андросова возникает мысль: «Из неё видно, что для запуска и осуществления процесса этногенеза нужны: пророки, творцы, ученые. Не помешают честолюбцы, деловые люди, и даже авантюристы». Это было бы безобидным для мальчика играющего в солдатики, ибо теперь у него «наверху» те самые «члены запускающей команды»», перечисленные выше. Правда у оловянной армии «запускателей» мешаются под ногами «созерцатели» и «нестяжатели», но с ними Андросов потом «разберется». |
|
Не читал, но осуждаю!
Для запуска процесса этногенеза необходимо внешнее природное воздействие на популяцию внутри очага этногенеза. Мощный пучок электромагнитного излучения производит изменения в гормональной системе новорожденных, которые рождаются с повышенным содержанием адреналина в крови. Этот перебор ведёт к изменению поведения. Человек с повышенным содержанием в крови является пассионарием. Если повезёт по другим способностям, то он сможет стать пророком, творцом, учёным, авантюристом или простым рекрутом, сокрушающим врагов.
"Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы."
Есть хорошая русская поговорка. Ветер дует потому что листья на деревьях шевелятся.
Процесс формирования нового этноса является сложным процессом, но без бурного роста численности пассионариев это не возможно в принципе.
Более того без относительно продолжительного притока пассионариев не возможен процесс экспансии.
По этническим процессам в эпоху седьмого века отмечены даты перехода от периода экспансии, имеющей приток пассионариев из эпицентра этногенеза вовне.
С исчезновением этого источника происходит распад суперэтноса на локальные части, пассионарность восполняется только естественным путём. Наступает акматический период этногенеза. Лишь только создание империи замедляет на время такой распад. В эпоху двенадцатого века монгольский суперэтнос распался на части. В это время Османская и Российская империи только набирали силу.
В эпоху -800 кельты были вездесущи, но раздроблены на кучу племён. Этруски тоже прогорели со своей идеей священного двенадцатиградья. А в это время третьесортный заштатный городишко набирал силы путём привлечения пассионариев плебеев со всей Италии.
Однако вернёмся в эпоху седьмого, а точнее конца шестого века.
Омейядский халифат (661—750) был весь в экспансии. Период экспансии.
Аббасидский халифат (750—945) был бледной тенью в плане покорения новых земель. Акматический период.
Кризис перехода от одной фазы этногенеза к другой был преодолён в условной дате 750 года.
Китай.
Причины упадка Тан достоверно не установлены, однако серия восстаний и военных поражений в VIII веке обозначила начавшееся ослабление центральной власти. К 40-м годам арабы из Хорасана — в то время провинции халифата Аббасидов — закрепились в Ферганской долине и Согдиане. В ходе Таласской битвы (751 г.) наёмные отряды китайского войска покинули поле боя, что вынудило командующего Гао Сяньчжи к отступлению. Вскоре после этого великое восстание Ань Лушаня (756—761 гг.) разрушило процветание, созидавшееся многие годы. И так переход от экспансии к акматическому периоду в Китае завершился катастрофой 756 года.
Тибет.
Правление Трисонг Децена (755—797)
Царь Трисонг Децен восстановил в стране Учение Будды, пригласив для этой цели из Индии великих индийских гуру Шантаракшиту и Падмасамбхаву, которые организовали перевод с санскрита текстов Учения и создали буддийскую сангху Тибета. В Центральном Тибете был построен монастырский университет Самье, который до сих пор является одним из важнейших центров буддизма.
Во время правления Трисонга Децена произошла знаменитая двухлетняя дискуссия в монастыре Самье между китайским монахом Хэшаном и Камалашилой, учителем тантрического буддизма. Царь Трисонг Децен признал, что в диспуте победил Камалашила, и с тех пор в Тибете прочно установился тантрический буддизм. (см. также Дискуссия в Самье)
В начале правления империя была в упадке, отпали или бунтовали окраины, с запада подступали арабы. В 763 Трисонг Децен в ответ на давление со стороны Китая собрал армию в 200 тысяч воинов и направил её на север, дойдя до китайской столицы Чанъаня. Китайский император был вынужден бежать. В 783 был заключён мирный договор между Китаем и Тибетом, по которому за Тибетом закрепились земли в районе Кукунора.
В общем кризис здесь выражен не столь ярко, но в общем стою других империй выглядит убедительно. Пациент скорее жив чем мёртв.
Наньчжао.
В 750 году Наньчжао подняло восстание против танского Китая. В 751 году китайцы послали армию, которая потерпела поражение под Сяньгуанем, в том же году, когда произошла Таласская битва, и китайцы потерпели сокрушительное поражение от арабов в Центральной Азии. Свидетельствами этой битвы стали Генеральская Пещера и Могила Десяти Тысяч Солдат в районе Сянгуаня. В 754 году была послана другая китайская армия, и тоже потерпела поражение. Вдохновлённые успехом, полководцы Наньчжао заняли весь Юньнань, вторглись в Бирму, северный Лаос и Таиланд, и продвинулись в Сычуань. В 829 году было взято Чэнду.
Танская империя посыпалась и получи фашист гранату. Наньчжао не было эпицентром этногенеза.
Малайцы.
Достаточно быстро Шривиджая расширила свои владения — около 650 и потом в 683—686 во время правления царя Джая-наса, царь взял под контроль Зондский пролив и обосновался на западной части острова Ява. Шривиджаю поддержало коренное население Индонезии — народ Оранг Лаут (морские люди), занимавшиеся пиратством и создавшие мощный флот.
Между 702 и 724 из Шривиджаи ко двору китайской империи Тан было отправлено четыре посольства. В 775 Шривиджая занимала уже весь Малайский полуостров и четырнадцать городов-государств и полностью контролировала Малаккский и Зондский проливы. Основными противниками Шривиджаи были жители Явы во главе с пиратским царём Санджая (около 730). Мир был достигнут лишь в 775. Были установлены дружественные отношения с яванским царём Шайлендрой, скреплённые династическим браком.
Примет не очень наглядный.