Вики-словарь
Wikispaces
АвторСообщение



Пост N: 225
Зарегистрирован: 24.02.13

Замечания: Переход на личности
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.11.13 18:57. Заголовок: Курганная гипотеза



 цитата:
Исходное предположение Гимбутас идентифицирует четыре этапа развития курганной культуры и три волны распространения.

Курган I, регион Днепр/Волга, первая половина IV тысячелетия до н. э. Очевидно, произошла от культур волжского бассейна, подгруппы включали самарскую культуру и культуру Сероглазово.
Курган II—III, вторая половина IV тысячелетия до н. э.. Включает среднестоговскую культуру в Приазовье и майкопскую культуру на Северном Кавказе. Каменные круги, ранние двухколёсные повозки, антропоморфные каменные стелы или идолы.
Курган IV или ямная культура, первая половина III тысячелетия до н. э., охватывает весь степной регион от реки Урал до Румынии.

I волна, предшествующая этапу Курган I, экспансия с Волги на Днепр, приведшая к сосуществованию культуры Курган I и культуры Кукутени (трипольская культура). Отражения этой миграции распространились на Балканы и вдоль Дуная на культуры Винча и Лендьел в Венгрии.
II волна, середина IV тысячелетия до н. э., начавшаяся в майкопской культуре и породившая в дальнейшем курганизованные смешанные культуры в северной Европе около 3000 года до н. э. (культура шаровидных амфор, баденская культура и, безусловно культура шнуровой керамики). По мнению Гимбутас, это стало первым появлением индоевропейских языков в западной и северной Европе.
III волна, 3000—2800 год до н. э., распространение ямной культуры за пределы степи, с появлением характерных могил на территории современной Румынии, Болгарии и восточной Венгрии.

Обращает на себя внимание использование периодов экспансии и стабильных этапов этногенеза, являющиеся краеугольным камнем в теории пассионарности.
 цитата:
Версия Кортландта

Фредерик Кортландт предложил пересмотр курганной гипотезы. Он выдвинул главное возражение, которое может быть поднято против схемы Гимбутас, а именно то, что она исходит из археологических данных и не ищет лингвистических интерпретаций. Исходя из лингвистических данных и пытаясь сложить их кусочки в общее целое, он получил следующую картину: индоевропейцы, оставшиеся после миграций на запад, восток и юг (как это описано у Дж. Мэллори) стали предками балто-славян, в то время как носителей других сатемизированных языков можно отождествить с ямной культурой, а западных индо-европейцев с культурой шнуровой керамики. Возвращаясь к балтам и славянам, их предки могут быть отождествлены со среднеднепровской культурой. Тогда, следуя Мэллори и подразумевая родину этой культуры на юге, в Среднем Стоге, ямной и поздней трипольской культуры, он предположил соответствие этих событий с развитием языка группы сатем, который вторгся в сферу влияния западных индоевропейцев.

Согласно мнению Фредерика Кортландта, существует общая тенденция датировать протоязыки ранее по времени, чем это подтверждается лингвистическими данными. Однако, если индо-хетты и индоевропейцы могут быть соотнесены с началом и концом культуры Среднего Стога, то, возражает он, лингвистические данные по всей индоевропейской языковой семье не выводят нас за пределы вторичной прародины (по Гимбутас), и такие культуры, как хвалынская на средней Волге и майкопская на северном Кавказе не могут быть отождествлены с индоевропейцами. Любое предположение, идущее за пределы культуры Среднего Стога должно начинаться с возможного сходства индоевропейской семьи языков с другими языковыми семьями. Учитывая типологическое сходство праиндоевропейского языка с северо-западными кавказскими языками и подразумевая, что это сходство может быть обусловлено местными факторами, Фредерик Кортландт считает индоевропейскую семью ветвью урало-алтайской, трансформированной влиянием кавказского субстрата. Такой взгляд согласуется с археологическими данными и располагает ранних предков носителей праиндоевропейского языка севернее Каспийского моря в седьмом тысячелетии до н. э., что не противоречит теории Гимбутас.

Не со всеми выводами можно согласиться, но наиважнейшую роль лингвистики в деле реконструкции древней истории отрицать трудно.
 цитата:

4500—4000: Ранние ПИЕ. Культуры Среднего Стога, Днепр-Донец и Самара, одомашнивание лошади (I волна).
4000—3500: Ямная культура, прототипы курганов и майкопская культура на северном Кавказе. индо-хеттские модели постулируют отделение прото-анатолийцев до этого времени.
3500—3000: Средние ПИЕ. Ямная культура, как её вершина, представляет классическое реконструированное Праиндоевропейское общество, с каменными идолами, ранними двухколёсными повозками, доминирующим скотоводством, однако и с постоянными поселениями и городищами вдоль рек, существующими за счёт растениеводства и рыбной ловли. Контакт культуры ямных захоронений с культурами поздней неолитической Европы привёл к появлению «курганизованных» культур шаровидных амфор и Баден (II волна). Майкопская культура является самым ранним из известных местом начала бронзового века, и бронзовое оружие и артефакты появляются на территории ямной культуры. Предположительно ранняя сатемизация.
3000—2500: Поздние ПИЕ. Ямная культура распространяется по всей причерноморской степи (III волна). Культура шнуровой керамики распространяется от Рейна до Волги, что соответствует поздней стадии индоевропейской общности, в ходе которой вся «курганизованная» область распалась на независимые языки и культуры, остававшиеся, однако, в контакте, обеспечивавшем распространение технологий и ранние межгрупповые заимствования, исключая анатолийскую и тохарскую ветвь, которые были изолированы от этих процессов. Возникновение изоглоссы кентум-сатем предположительно прервало их, но фонетические тенденции сатемизации оставались активными.
2500—2000: Закончено преобразование местных диалектов в протоязыки. На Балканах говорили на прото-греческом, в андроновской культуре севернее Каспия на прото-индоиранском. Бронзовый век достиг Центральной Европы с культурой колоколовидных кубков, вероятно составленной различными кентум-диалектами. Таримские мумии, возможно, относятся к культуре прото-тохарцев.
2000—1500: Катакомбная культура севернее Чёрного моря. Изобретена колесница, что привело к расколу и быстрому распространению иранцев и индо-ариев из Бактрийско-маргианского археологического комплекса в Среднюю Азию, северную Индию, Иран и восточную Анатолию. Прото-анатолийцы раскололись на хеттов и лувов. Пра-протокельты унетицкой культуры имели развитую металлообработку.
1500—1000: Северный бронзовый век выделил пра-протогерманцев, и (пра)-протокельтов. В Центральной Европе возникли культуры полей погребальных урн и Гальштаттская культура, начавшие Железный век. Миграция прото-италийцев на Италийский полуостров (Стела Баньоло). Сложение гимнов Ригведы и подъём ведийской цивилизации в регионе Пенджаб. Микенская цивилизация — начало Греческой тёмной эры.
1000 до н. э.—500 до н. э.: Кельтские языки распространяются по Центральной и Западной Европе. Протогерманцы. Гомер и начало классической античности. Ведийская цивилизация даёт начало Махаджанападам. Заратустра создаёт Гату, подъём империи Ахеменидов, сменившей Элам и Вавилон. Разделение прото-италийского языка на Оско-умбрийские языки и Латино-фалисканские языки. Развитие греческого и древнеиталийского алфавитов. В южной Европе говорят на различных палеобалканских языках, вытеснивших автохтонные средиземноморские языки. Анатолийские языки вымирают.

Приведённые даты тоже вызывают много вопросов, однако курганная теория, при всех явных требованиях в корректировке и уточнениям, является наиболее вероятным сценарием развития событий.
 цитата:
Альтернативные гипотезы

Теория исхода из Индии
Анатолийская гипотеза
Армянская гипотеза
Гипотеза неолитической креолизации
Арктическая гипотеза

Альтернативные гипотезы выглядят несколько неубедительно.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]





Пост N: 252
Зарегистрирован: 24.02.13

Замечания: Переход на личности
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.14 21:56. Заголовок: Наиболее ранними был..



 цитата:
Наиболее ранними были культуры со скорченными костяками (по Райнеке - бронзовый век А), из них важнейшая - унетицкая культура. В периодах В и С бронзового века от Рейна до Карпатской котловины была распространена культура курганных погребений. Впрочем, обычай хоронить под курганными насыпями был известен еще на стадии А, однако лишь в среднем бронзовом веке эта культурная традиция развилась в самостоятельное явление. На стадии D бронзового века и стадиях А и В гальштатского периода распространяются культуры полей погребений, важнейшая из которых - лужицкая культура.

К самым ранним культурам бронзового века Европы относится унетицкая культура (Unetice, Aunjetitzer Kultur), названная так по местонахождению Унетицы неподалеку от Праги1. В период расцвета унетицкая культура была распространена от Юго-Западной Словакии и Нижней Австрии по Чехии до Лужицы, Силезии и Великопольши2. В пределах большой области распространения унетицкой культуры различают шесть ее локальных групп:

1. Северо-Западная Словакия, Нижняя Австрия, Моравия;
2. Восточная, Средняя и Северо-Западная Чехия;
3. Саксония;
4. Центральная часть ФРГ;
5. Верхняя и Нижняя Лужица;
6. Великая Польша3.

М. Гимбутас включает названные выше пятую и шестую области распространения унетицкой культуры в так называемую балтийскую культуру бронзового века.

Происхождение унетицкой культуры до сих пор не выяснено. Между позднейшими энеолитическими культурами и унетицкой культурой существует типологический и хронологический разрыв. Наибольшее признание в результате последних исследований получило предположение, согласно которому в ее возникновении главную роль сыграли культура колоколовидных кубков и надиревская культура, распространенная в Венгрии (см. ниже). У культуры колоколовидных кубков и унетицкой имеется сходство в керамике, в погребальном обряде и в орудиях труда. Небольшую роль могла сыграть культура шнуровой керамики, хотя в целом они очень различаются.

Иной и, по-моему, более правильной, по крайней мере по самой постановке вопроса, точки зрения придерживается Ян Филип. Он считает, что прогрессивное развитие некоторых областей при переходе от энеолита к бронзовому веку (около 1800 г. до н.э.) привело к симбиозу множества энеолитических культур и возникновению на их основе крупных, значительно более единых культурных областей, одной из которых была унетицкая культура4. Образование унетицкой культуры первоначально происходило в Юго-Западной Словакии и пограничных районах Моравии и Нижней Австрии.

Унетицкая культура делится на два периода - ранний, носящий еще энеолитический характер, и поздний - собственно бронзовый век. Ранний период датируется 1800-1550 гг. до н.э.5.


Унетицкая культура

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1039
Зарегистрирован: 24.02.13

Замечания: Переход на личности
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.18 21:01. Заголовок: Обнаружение гаплогру..


Обнаружение гаплогруппы R1b Z2103 у представителей ямной культуры ставит жирный крест на ИЕ языке у ямников, они говорили на так называемом языке эрбин, восточной его ветви. Сменившие их катакомбники уже были R1a Z93, арийцами, предками индоевропейских народов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.18 09:32. Заголовок: Рекуай пишет: стави..


Рекуай пишет:

 цитата:
ставит жирный крест на ИЕ языке у ямников



Язык - штука легко перенимаемая, и уверенно утверждать только на основании генотипа несколько смело...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Пост N: 1040
Зарегистрирован: 24.02.13

Замечания: Переход на личности
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.18 01:05. Заголовок: Тем не менее после э..


Тем не менее после экспансии ариев, Z93, предков индоиранцев, ямные Z2103 ушли в минор, а языки скорее всего исчезли напрочь.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1053
Зарегистрирован: 24.02.13

Замечания: Переход на личности
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.06.18 13:19. Заголовок: В связи с тем, что я..


В связи с тем, что ямная археологическая традиция под категорию прародины индоевропейских слонов не подходит, встаёт вопрос переноса её на север в лесную или лесостепную зону.

4500 лет назад фиксируется культура боевых топоров и шнуровой керамики R1a Z283, а это предок сатемных балтославян.
Южнее процветает катакомбная культура R1a Z93, гаплогруппа ариев, предков индоиранских народов, как сохранивших свой язык, так и ассимилированных тюрками.
Где то в Центральной Европе затаились CTS4385 L664, предки кентумных народов.
В Западной Европе экспансия бикеров, культура колоколовидных кубков, R1b L51. Они пока ещё сохраняют свой язык, родственный ямникам, R1b Z2103.
Обе эти ветви восходят к общей L23. Следовательно можно предположить, что и языки у них близкие, западные 4500 и восточные 5500 эрбин, восходящие к эрбину L23 6400 лет назад.
Аналогично и индоевропейские сатемные Z283 и Z93 предполагают общего предка R1a1a1b (S224/Z645, S441/Z647) родственного кентумному R1a1a1a (CTS7083/L664/S298)
а те в свою очередь выводят на R1a1a1 (M417, page7)

Все эти гаплогруппы указывают на локализацию праиндоевропейского языка. А зона обнаружения реликтов гаплонруппы R1a в Восточной Европе.

ИЛ Рожанский Исторические гаплогруппы http://pereformat.ru/2017/08/ancient-dna/

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия

Locations of visitors to this page
free counters